Программа Vectric Aspire. Обзор основных функций.
Aspire разработан для создания художественных и декоративных резных элементов. Вдобавок к инструментам для рисования и моделирования, программа предлагает как 2D, так и 3D обработку, включая 3D V-Carving и 3D Engraving, что позволяет легко и быстро выполнять множество разнообразных задач. Логика работы представлена на схеме ниже:
Создание дизайна
Aspire содержит набор инструментов для рисования и редактирования, которые позволяют создавать уникальные дизайны. Векторные инструменты интуитивны, благодаря чему можно легко рисовать или импортировать элементы, масштабировать и редактировать их для создания нового проекта. Текстовые объекты могут быть созданы с использованием установленных на компьютере шрифтов TrueType или OpenType, а также гравировальных шрифтов, входящих в комплект.
Моделирование
После завершения 2D-дизайна можно создавать 3D-компоненты на его основе. В процессе работы над 3D-дизайном можно дополнительно изменять 2D-графику, и Aspire предоставляет удобный интерфейс для быстрого доступа к инструментам рисования и моделирования.
Также возможно импортировать готовые 3D-модели, созданные ранее в Aspire, загруженные клипарты или модели из других CAD-систем в поддерживаемых форматах.
Маршруты обработки
Aspire предлагает множество стратегий для 2D, гравировки, V-резьбы и 3D обработки, которые помогают эффективно управлять процессом изготовления конечного изделия. Хотя траектории обработки часто связаны с дизайном, Aspire предоставляет удобные кнопки интерфейса для переключения внимания между проектированием и подготовкой маршрутов обработки.
Экспорт маршрутов
В завершение, Aspire поддерживает разнообразные постпроцессоры для сохранения траекторий обработки в нужных форматах для различных типов станков с ЧПУ.
Интерфейс Aspire: Общий обзор
Создание форм
Каждый инструмент позволяет вам динамически рисовать в 2D или вводить точные данные для создания объекта. При выборе инструмента открывается соответствующая форма на вкладке «Рисование», где можно редактировать параметры фигуры.
Для создания новой фигуры нажмите «Создать», а для редактирования выбранной фигуры — измените параметры и нажмите «Применить». Примечание: нажатие Space-bar повторно открывает последнюю использованную форму, что особенно полезно при создании нескольких объектов подряд.
Текстовые элементы
На вкладке «Рисование» расположены специальные инструменты для работы с текстом, которые находятся ниже инструментов для создания фигур.
Программа Aspire поддерживает любые шрифты TrueType, установленные на вашем компьютере, а также предлагает набор уникальных однострочных шрифтов от Vectric, созданных специально для работы с ЧПУ.
Используйте функции «Draw Text» или «Draw Auto Text» для добавления текста в дизайн. Инструменты позволяют изменять положение, интервал между буквами и даже изгибать текст в дугу. Для расширенных возможностей используйте опцию «Text on Curve», чтобы разместить текст вдоль любой нарисованной кривой. При необходимости текст можно преобразовать в векторные кривые, что позволит редактировать его узлы и адаптировать форму текста к вашим требованиям.
Трассировка изображений
С помощью функции «Трассировка растрового изображения» вы можете автоматически преобразовывать импортированные растровые изображения в векторные формы, регулируя параметры создания векторов.
Инструменты для измерений
Инструмент для измерений предоставляет возможность добавлять аннотации с точными размерами непосредственно в векторные рисунки, что упрощает работу с проектом.
Преобразование объектов
Раздел «Преобразовать объекты» содержит инструменты для перемещения, изменения размеров и управления объектами.
Горячие клавиши
Использование горячих клавиш ускоряет создание геометрии, позволяя вводить точные значения при работе. Горячие клавиши поддерживаются для создания таких фигур, как круги, прямоугольники, эллипсы, звезды, полилинии, а также при редактировании узлов и векторов.
Например, при создании круга, ввод текста 3R создаст круг с радиусом 3.
Методы ввода данных
Алгоритм ввода следующий:
- Введите значение и нажмите Enter, чтобы применить действие по умолчанию (если применимо).
- Введите значение и букву, которая обозначает тип действия.
- Введите два значения через запятую и нажмите Enter для выполнения указанного действия (например, ширина и высота или X и Y).
Редактирование объектов
Этот раздел включает инструменты для редактирования и управления объектами, которые создаются и изменяются в Aspire. Здесь можно найти функции для изменения, организации и редактирования векторных объектов.
Выравнивание объектов
Инструмент «Выровнять объекты» предоставляет несколько вариантов точного выравнивания объектов друг с другом или относительно материала.
Опции для выравнивания разделены на три группы:
- Первая группа кнопок используется для выравнивания относительно границ материала (размера рабочего пространства).
- Вторая группа позволяет выравнивать объекты относительно выбранных элементов.
- Последняя группа включает инструменты для равномерного распределения объектов или выравнивания по последнему выбранному элементу.
Выравнивание по материалу
Эти настройки позволяют выравнивать объекты относительно рабочего пространства материала, который был настроен при создании проекта (область, отображаемая в белом цвете в 2D-режиме).
Выравнивание по выделению
Можно выровнять различные элементы дизайна, следуя этой последовательности действий:
- Выберите элементы, которые нужно выровнять.
- Удерживайте Shift.
- Выберите последний объект, по которому будет выравниваться остальные элементы, и нажмите соответствующую кнопку для выполнения выравнивания.
Набор инструментов для смещения и разметки
Этот набор содержит инструменты для создания смещённых копий существующих объектов, а также для автоматической компоновки элементов.
Раздел «Моделирование»
На вкладке «Моделирование» расположены инструменты для работы с 3D-компонентами, их создания, редактирования и управления ими. Вкладка находится внизу слева, рядом с вкладкой «Рисование».
Этот раздел разделён на две части: в верхней части располагаются инструменты для работы с 3D-компонентами, а в нижней — дерево компонентов, которое содержит все элементы вашей текущей модели.
Инструменты для создания 3D-моделей
Первый ряд значков представляет инструменты, которые позволяют создавать модели с нуля, используя широкий спектр возможностей для 3D-моделирования.
Импорт и экспорт моделей
Второй ряд инструментов предназначен для импорта и экспорта 3D-моделей. Aspire поддерживает импорт 3D-данных из форматов Vectric (например, V3M и 3DClip), а также сторонних форматов, таких как STL. Экспорт моделей возможен в такие форматы, как STL, OBJ и POV.
Инструменты для редактирования моделей
Последние два ряда значков на вкладке моделирования включают инструменты для редактирования компонентов, такие как разделение или очистка моделей, что позволяет легко изменять существующие 3D-элементы.
Создание нулевой плоскости
Этот инструмент добавляет компонент, который соответствует размерам вашего задания, но имеет нулевую высоту.
Раздел 3D-клипартов
Библиотека компонентов
На вкладке «Клипарт» можно быстро находить и добавлять в проект V3M-файлы или 2D-векторные изображения. Вкладка содержит два раздела — «Локальные файлы» и «Библиотека», где можно добавлять папки с V3M-файлами или использовать уже существующие.
Эта вкладка располагается слева от главного экрана Aspire, рядом с вкладками «Рисование», «Моделирование» и «Слои».
Примечание: В файлах CRV, содержащих компоненты, импортируются только векторные элементы, а компоненты не переносятся в новый проект.
Использование библиотеки
Браузер библиотеки позволяет быстро получать доступ к нужным папкам на вашем устройстве, которые могут содержать изображения или данные для текущего проекта.
Локальные файлы
Через браузер локальных файлов можно выбрать папку на компьютере, и если она содержит файлы V3M или CRV, они будут отображены в виде миниатюр. Это облегчает быстрый доступ к вашим данным.
Встроенная поддержка миниатюр в Windows Explorer
Файлы V3M автоматически содержат миниатюры. Windows Explorer использует эти миниатюры для визуального предпросмотра файлов при просмотре папки с ними.
Чтобы увидеть миниатюры файлов V3M в Windows, выберите опцию Средние значки или больше в панели Изменить вид, находящейся в верхней части окна Windows Explorer.
Поддержка миниатюр доступна начиная с Windows XP и выше, но процесс выбора просмотра может различаться в зависимости от версии операционной системы.
Функция перетаскивания
Aspire поддерживает функцию перетаскивания из Windows для быстрого добавления V3M файлов в активную модель напрямую из окна проводника.
Открыв одновременно Windows Explorer и Aspire, вы можете просто перетащить нужный файл V3M, щелкнув его миниатюру, и переместить его в окно 2D или 3D вида Aspire. Импортированный файл автоматически добавится в компонентную структуру.
Раздел «Слои»
Для полного контроля над структурой слоев в вашем проекте и лучшей организации их управления вы можете использовать вкладку «Слои». Она содержит все функции для управления слоями, аналогичные элементам управления, но дополнительно позволяет изменять их порядок и оставаться активной, пока вы работаете с проектом.
Вкладка «Слои» значительно упрощает работу с комплексными проектами, предлагая быстрый доступ ко всем настройкам слоев.
На данной вкладке вы сможете просматривать, изменять и управлять всеми слоями текущего проекта: менять их видимость, цвет, создавать новые, удалять или переименовывать.
Операции с траекториями
Основные инструменты траектории
На вкладке траекторий, в нижней части окна, расположен раздел с основными стратегиями обработки траекторий. Включает настройку материала, профилирование, карманную обработку и сверление. Также доступна специальная стратегия для гравировки — быстрая гравировка.
VCarving и траектории 2.5D
Раздел стратегий VCarving и 2.5D обработки представлен в виде набора инструментов для формирования сложных трехмерных форм, используя геометрию инструмента. Эти методы нельзя использовать для создания произвольных 3D форм, поэтому их относят к 2.5D стратегиям.
3D траектории
Раздел инструментов для работы с 3D траекториями позволяет вырезать любую форму, которая может быть представлена составной 3D моделью, обеспечивая максимальную гибкость обработки.
Инструменты редактирования траекторий
Здесь сосредоточены все инструменты для редактирования, копирования и удаления траекторий, что значительно облегчает управление траекториями проекта.
Шаблоны траекторий
Использование шаблонов траекторий позволяет сохранять настройки для повторного применения в других проектах. Это ускоряет выполнение типовых задач, экономя время и усилия при работе с похожими проектами.
Просмотр траекторий
Вы можете предварительно увидеть, как будет выполнена траектория инструмента, чтобы понять, каким образом он прорежет материал. Трехмерный режим предварительного просмотра позволяет также визуализировать детали в различных типах материалов и накладывать цветовые заливки на обработанные участки.
Настройки материалов и рендеринга
Вы можете выбрать из списка различные типы материалов для рендеринга вашей 3D-модели. Первым пунктом идет опция «Сплошной цвет», позволяющая вручную задать цвет материала через соответствующий выбор цвета.
Навигация интерфейса
Инструментальные панели «Рисование», «Моделирование», «Клипарт», «Слои» и «Траектория» имеют функцию автоматического скрытия, которая помогает расширить область экрана, когда инструменты не используются.
Aspire предлагает два стандартных макета для интерфейса: один для этапа проектирования, другой — для этапа обработки. Они автоматически включают соответствующие функции скрытия панелей инструментов, в зависимости от текущей задачи. Переключение макетов с кнопки на панели позволяет легко адаптировать интерфейс под ваши нужды.
Управление 2D-дизайном
В 2D-виде происходит создание и редактирование компоновки изделия. Это используется для работы с двухмерными объектами или их 2D-представлениями в трёхмерном пространстве. Эти элементы управляются с помощью различных инструментов, описанных далее в этом руководстве.
Главная цель использования 2D-объектов — создание траекторий для обработки на станке с ЧПУ. Эти элементы могут служить основой для трёхмерной модели или напрямую определять границы инструмента. В Aspire предусмотрена система слоёв, чтобы эффективно организовать и управлять такими объектами. Слои помогают связывать 2D-элементы для удобного управления. Для проектов с двухсторонней обработкой вы можете легко переключаться между верхней и нижней сторонами модели и редактировать обе одновременно. Опция «Многосторонний просмотр» позволяет видеть векторы с противоположной стороны.
Работа с векторами
Векторы представляют собой линии, дуги и кривые, которые могут варьироваться от простейших форм до сложных 2D-конструкций. Они используются в Aspire для описания формы траектории инструмента или как управляющие формы для 3D-моделирования. Aspire оснащён набором инструментов для создания и редактирования векторных объектов.
Помимо создания векторов внутри программы, пользователи могут импортировать их из внешних программ, таких как Corel Draw или AutoCAD. Aspire поддерживает форматы векторов *.dxf, *.eps, *.ai, *.pdf, *.skp и *.svg. После импорта можно редактировать и комбинировать данные, используя встроенные инструменты редактирования.
Растровые изображения
Растровое изображение — это картинка, состоящая из пикселей (такая как фото), и может быть в форматах *.bmp, *.jpg, *.gif, *.tif, *.png и *.jpeg. Эти файлы представляют отсканированные изображения, цифровые фотографии или изображения из интернета.
Для упрощения работы с 3D-моделями в Aspire используется подход, где дизайн разбивается на составляющие части — компоненты. В двухмерном виде компонент отображается как градиент серого, и его можно редактировать, изменять его размер или позицию. Работа с компонентами в градациях серого будет подробнее рассмотрена далее в руководстве. Некоторые инструменты для редактирования векторов также можно использовать для работы с компонентами градиента серого.
Векторные элементы
Векторные данные выполняют две ключевые функции:
- Определение формы, границ или направления движения инструмента
- Контроль над трехмерными элементами, созданными через моделирующие инструменты
Поскольку векторы играют важную роль в этих двух областях, программа предлагает множество инструментов для их создания, редактирования и управления. В этом разделе кратко рассмотрены все векторные инструменты и их параметры. Для примеров использования вы можете просмотреть обучающие видео.
Импорт векторов
Часто декоративные векторные рисунки и формы создаются в других графических редакторах, таких как Corel Draw или AutoCAD, и затем импортируются в Aspire. Функция «Импорт вектора» находится на вкладке «Чертеж» в разделе «Операции с файлами». После импорта векторы можно масштабировать, вращать, зеркалить, перемещать и редактировать так же, как и векторы, созданные внутри программы.
Доступные форматы для импорта векторов:
SVG | Файлы SVG используются для двухмерной векторной графики, создаваемой в Vectric или других графических редакторах, таких как Inkscape или Adobe Illustrator. При открытии через Файл ► Открыть файл автоматически импортируется и появляется окно настройки проекта. Через Файл ► Импорт ► Импорт векторов векторы добавляются в текущий проект. |
DXF и DWG | Файлы из САПР программ вроде AutoCAD открываются в исходных размерах и расположении. После открытия можно настроить размеры проекта, задать материал и указать начальные координаты X0, Y0 и Z0. |
EPS | EPS-файлы можно импортировать из графических редакторов вроде Corel Draw. Открывается окно для настройки размеров материала, а по умолчанию файл будет помещен в нижний левый угол проекта (X0, Y0). |
AI | Файлы AI из программ, таких как Adobe Illustrator или Corel Draw, также можно импортировать. Процесс аналогичен импорту EPS: файл помещается в нижний левый угол проекта (X0, Y0), и можно настроить размеры материала. |
PDF-файлы можно преобразовывать из других программных продуктов Adobe. Текстовые и векторные элементы PDF-файлов извлекаются при импорте. В случае многостраничных документов каждая страница размещается на отдельном слое. |
Несмотря на попытки поддерживать актуальность всех форматов, не всегда удается корректно прочитать импортируемые файлы. В случае ошибки сохранение файла в более ранней версии может помочь. Также Aspire не поддерживает некоторые объекты в векторных файлах, например, размеры или текст. Для корректного импорта рекомендуется преобразовать их в кривые через исходную программу, чтобы затем экспортировать в совместимом формате.
3D-дизайн и его управление
В дополнение к траекториям инструментов, построенным на основе 2D-чертежей, Aspire предоставляет возможность создавать разнообразные 3D-траектории. Эти пути строятся с использованием 3D-компонентов, которые могут быть импортированы из внешних 3D-программ, добавлены как 3D-клипарт или созданы внутри самого Aspire с использованием 2D-данных как основы.
3D-обзор
3D-обзор позволяет вам видеть текущую композитную модель (состоящую из всех активных 3D-компонентов и уровней) или предварительный просмотр траектории (точная 3D-симуляция создаваемого объекта, которую называют материалом предварительного просмотра). Тип отображаемого элемента зависит от того, работают ли вы с 3D-компонентами и траекториями или только с 2D-данными. Когда активна форма «Preview Toolpaths» на вкладке траекторий, 3D-обзор переключается на материал предварительного просмотра, скрывая композитную модель. Когда форма закрыта, 3D-компоненты вновь отображаются, если они включены в проект. Также можно просматривать линейные чертежи рассчитанных траекторий в 3D-обзоре. Их видимость настраивается на вкладке траекторий через список с флажками. При работе с проектами, включающими несколько сторон, можно переключаться между ними для более полного обзора.
Композитная модель
Aspire разработан для того, чтобы облегчить создание сложных проектов. Наилучший подход для работы с детализированными проектами заключается в их разбивке на более простые элементы, что упрощает управление. В программе это реализовано через Компоненты, которые объединяются для формирования полной детали. Для организации компонентов они распределяются по Уровням. Постепенно компоненты и уровни могут быть изменены и дополнены до тех пор, пока не будут созданы все необходимые элементы. Например, на иллюстрации ниже показана отдельная модель грозди винограда (слева) и финальная композитная модель, собранная из этих компонентов (справа).
Модель может включать как простые, так и более сложные компоненты. В приведенном примере гроздь винограда состоит из нескольких отдельных частей, которые могут быть объединены в единый компонент для создания более сложной детали. Компоненты можно организовывать на разных уровнях для удобства редактирования и управления. Например, виноград может быть на одном уровне, а листва на другом, что позволяет легко редактировать отдельные элементы проекта. Каждый пользователь выбирает удобный для себя способ использования уровней и компонентов в зависимости от сложности проекта и целей моделирования.
3D-компоненты и уровни
В Aspire цель состоит в том, чтобы создать набор компонентов и уровней, которые при объединении образуют финальную 3D-деталь. Это похоже на сборку 3D-коллажа. По мере работы над проектом могут добавляться новые уровни или компоненты, либо изменяться существующие. Все части коллажа управляются через «Дерево компонентов».