3D обработка. Основы CAM для фрезерных станков с ЧПУ.

3D обработка Основы CAM

Первым делом важно разобраться, чем 3D обработка отличается от 2D. 2D траектории инструмента чаще всего применяются для обработки призматических деталей, у которых все поверхности находятся в горизонтальной или вертикальной плоскости.

3D-траектории, напротив, используются для обработки деталей со сложными, непредсказуемыми формами. Такие детали могут не иметь строго вертикальных или горизонтальных поверхностей. На изображении ниже показана деталь в 3D слева и призматическая деталь справа.

Различия между 2D и 3D обработкой
Различия между 2D и 3D обработкой

Черновая и чистовая обработка

Существенное различие между 2D и 3D в CAM-программах заключается в том, что 3D-обработка разделяется на этапы черновой и чистовой обработки. На первом этапе удаляется основная часть материала черновыми траекториями, что может оставить неровную поверхность. Чистовая обработка удаляет малый объем материала для получения высококачественной поверхности с минимальными временными затратами.

В 2D обработке также выполняются черновой и чистовой проходы, но они часто совмещены в одной операции. Например, карман сначала обрабатывается с небольшим запасом, а затем дорабатывается до точных размеров за один глубокий проход.

Черновая обработка

В большинстве случаев черновые траектории в 3D аналогичны карманным траекториям 2D-обработки. Модель разбивается на слои, каждый из которых обрабатывается, оставляя заготовку с минимальными излишками материала.

Параллельная черновая обработка
Параллельная черновая обработка

Выше показана параллельная черновая траектория, также называемая зигзагообразной. Как и в 2D карманных траекториях, есть возможность использовать смещенные траектории.

Черновая 3D обработка со смещением
Черновая обработка со смещением

Эти параллельные и смещенные траектории основаны на 2D-карманных траекториях с фиксированным уровнем Z для каждого среза, что приводит к недорезанным участкам.

Моделирование резки плоской черновой обработки
Моделирование резки плоской черновой обработки

Это можно улучшить, проецируя каждый срез на модель, чтобы уровень Z следовал контурам детали.

Черновая 3D обработка, вид сбоку
Черновая 3D обработка, вид сбоку

Когда мы видим симуляцию, можно заметить:

Моделирование резки при черновой 3D-обработке
Моделирование резки при черновой 3D-обработке

Такой результат показывает, что плоские траектории часто быстрее, так как станок не тратит время на перемещение по оси Z, что полезно при работе с мягкими материалами. Однако, для обработки твердых материалов, таких как металл, предпочтительнее 3D-траектории, оставляющие небольшие припуски для чистовой обработки.

По завершении черновой обработки большая часть материала будет удалена, и можно приступить к чистовой обработке для получения точных размеров и качества поверхности.

Три ключевые траектории 3D чистовой обработки

Существует три основных 3D-траектории: параллельная, ватерлиния (уровень Z) и карандашная. Все они могут быть применены к обработке модели.

Параллельная обработка

Параллельная чистовая обработка напоминает 2D зигзагообразную траекторию, которая проецируется на 3D-модель.

Параллельная чистовая обработка, вид сверху
Параллельная чистовая обработка, вид сверху

Сверху это выглядит приемлемо, но при взгляде сбоку видны недостатки.

Вид сбоку на параллельную чистовую обработку
Вид сбоку на параллельную чистовую обработку

На участках с крутыми склонами возникают ступенчатые следы, что усложняет получение гладкой поверхности. При уменьшении шага траектории этот недостаток можно исправить, но это приведет к увеличению времени обработки. Нужно искать другой, более эффективный способ.

Ватерлинейная обработка

Метод ватерлинейной обработки разделяет модель на несколько горизонтальных уровней и прокладывает траекторию, повторяющую их контуры. Промежуток между этими уровнями называется шагом вниз, который по своей сути похож на шаг при параллельной обработке. Часто я применяю одинаковые значения для обоих параметров.

Теперь давайте рассмотрим ту же модель сверху с использованием ватерлинии:

Траектория ватерлинии
Траектория ватерлинии

В данном случае мы получаем отличное покрытие в вертикальных областях. Но что насчет более пологих, как отмечено стрелками? Здесь информации гораздо меньше.

Таким образом, можно сделать вывод: ватерлинейная отделка превосходна для обработки крутых участков, но недостаточна для плоских или слабопрофильных зон.

Сочетание параллельной и ватерлинейной обработки

Многие CAM-программы, предлагающие и параллельную, и ватерлинейную обработку, имеют функции для их ограничения в зависимости от углов поверхности. На изображении ниже показана траектория инструмента в MeshCAM с порогом в 45 градусов. Все поверхности с углом ниже 45 обрабатываются параллельно, а все круче этого значения — по ватерлинии.

Комбинированная обработка параллельной линии и ватерлинии
Комбинированная обработка параллельной линии и ватерлинии

Моделирование выявляет только одну область, требующую внимания:

Параллельное моделирование и моделирование ватерлинии
Параллельное моделирование и моделирование ватерлинии

Углы можно было бы обработать более тщательно, и проще всего доверить эту задачу станку, чем выполнять вручную.

Карандашная обработка

Карандашная обработка предназначена для того, чтобы инструмент прошел по острым вогнутым углам и удалил остатки. Наружные и выпуклые углы обычно отлично обрабатываются с помощью комбинации параллельной и ватерлинейной обработки, поэтому здесь карандашная стратегия не столь актуальна.

Обычно для карандашной обработки не требуется особых настроек. Нужно лишь задать скорость подачи, выбрать инструмент и активировать этот метод. Вот пример ее применения:

Карандашная траектория
Карандашная траектория

После добавления карандашного пути к комбинированной обработке, результат выглядит так:

Карандашное моделирование
Карандашное моделирование

Карандашные пути относительно коротки по сравнению с параллельными или ватерлинейными, поэтому их использование в деталях с острыми углами практически всегда оправдано.

Продвинутые методы 3D-обработки

Многие из вас, возможно, задумывались о более продвинутых альтернативах, которые объединяют характеристики ватерлинейной и параллельной обработки. Например, траектория «постоянного гребня» или такие ее производные, как смещение модели или Wortex.

Траектория постоянного гребешка и ее производные
Траектория постоянного гребешка и ее производные

Пример выше, взятый из MasterCAM, показывает, как траектория инструмента остается почти неизменной даже при переходе с плоской поверхности на вертикальную. Эти методы эффективны, но их разработка и настройка довольно сложны. Они доступны только в дорогих системах CAM, что делает их недоступными для большинства любительских ЧПУ систем. Если ваш ЧПУ аппарат относится к категории хобби, эта статья окажет поддержку в обработке 3D-моделей.

Выводы

Ниже приведены несколько практических рекомендаций для 3D-обработки:

  1. Для достижения оптимального результата за минимальное время, рекомендуется использовать комбинацию траекторий.
  2. Плоские и пологие участки лучше обрабатывать параллельной стратегией.
  3. Для крутых или вертикальных областей используйте ватерлинейную обработку.
  4. Задавайте одинаковые значения для шага при параллельной и ватерлинейной обработке.
  5. Дополнительно очищайте углы с помощью карандашной обработки.

Частая ошибка новичков — использование только параллельной стратегии для чистовой обработки деталей. Это может сработать, но, как правило, приводит к чрезмерному увеличению времени обработки или снижению качества поверхности.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.